Решаем вместе
 
Есть вопросы по физической культуре и спорту?

 

 

 

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВИДУ СПОРТА ПАРУСНЫЙ СПОРТ

Вы здесь

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 

 

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.

1.1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая общеразвивающая программа дополнительного образования разработана в соответствии с нормативными документами:

·        Федеральный закон № 273- ФЗ “Об образовании в Российской Федерации»;

·        Федеральный закон № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» (с изменениями и дополнениями);

·        Приказ Министерства образования и науки РФ № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

·        Приказ Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;

·        Санитарно-эпидимиологические нормы и правила СанПин 2.4.4.3172-14;

·        Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

            Данная рабочая программа по парусному спорту имеет физкультурно-спортивную направленность.

            Включает нормативную и методические части и содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию организации и осуществлению тренировочного процесса спортивно-оздоровительной подготовки яхтсменов- гонщиков.

            Нормативная часть программы охватывает комплекс вопросов организации и планированию учебного процесса. Здесь же приводятся примерные контрольно-переводные нормативы и примерный годовой план-график распределения учебных часов спортивно-оздоровительной подготовки.

            Методическая часть содержит учебный материал по основным видам тренировки в парусном спорте и по конкретным видам подготовки. Значительное внимание уделяется здесь специальным видам подготовки, непосредственно связанным с практической деятельностью яхтсмена- гонщика на воде, а также взаимосвязи этих видов подготовки.

Актуальность программы.

Парусный спорт - один из немногочисленных видов спорта, занимаясь которым, человек не только соревнуется в мастерстве с другими яхтсменами, но и сталкивается лицом к лицу с силами природы.

В борьбе со стихией спортсмен развивается физически, становится выносливым и закаленным. Хождение на яхтах, будь то гонка или крейсерское плавание, как и занятия, например, альпинизмом или планерным спортом, способствуют воспитанию таких черт характера, как смелость и решительность, находчивость и инициативность, воля к победе.

Велико и прикладное значение парусного спорта. Наряду с высокими физическими и моральными качествами каждый яхтсмен, в зависимости от своей квалификации, непременно должен обладать комплексом специальных знаний, быть хорошо подготовленным к грамотному и умелому управлению яхтой при любой погоде, к содержанию судна и его вооружения в хорошем состоянии.

Настоящая Программа открывает большие возможности для освоения парусного спорта в рамках системы дополнительного образования, а также нацелена на отбор одаренных учащихся с целью дальнейшего совершенствования в избранном виде спорта.

Новизна программы.

Новизна и оригинальность программы, ее отличие от существующих состоит в том, что занятия по данной программе способствуют развитию физических, познавательных, нравственных качеств обучающихся, формируют мотивацию к здоровому образу жизни, проведению свободного времени в содержательной и интересной форме, учат решать возникающие проблемы спокойно, творчески, способствуют самоутверждению и самоопределению личности, развивают способность самостоятельного принятия решений и ответственности за результат их исполнения. Формируют у учащихся целостный взгляд на мир парусного спорта, способствуют опробованию ими нескольких видов парусных судов, а также получения представления о других видах спорта, родственных парусному, гармонично сочетают тренировки с участием в соревнованиях.

1.2.  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Данная Программа предназначена для реализации в условиях Учреждения при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, соответствует нормативным документам по реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта, а также, при написании Программы учитывались возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при занятиях парусным спортом.

Цель программы:

•    развитие познавательных интересов, физическое воспитание и оздоровление учащихся, формирование социального опыта в процессе занятий парусным спортом.

Задачи программы:

Образовательные:

•    дать учащимся знания, необходимые для занятий парусным спортом и участия в соревнованиях;

•    дать представление о различных видах парусного спорта;

•    познакомить учащихся с основами аэродинамики, гидродинамики, метеорологии, навигации;

•    познакомить учащихся с технологиями изготовления и ремонта спортивного оборудования.

Развивающие:

•    повысить уровень физических качеств учащихся, в том числе укрепить здоровье;

•    содействовать развитию психо-эмоциональной сферы, морально-волевых качеств таких, как решительность, сила воли, настойчивость в достижении поставленной цели, забота о товарищах, коллективизм;

•    сформировать навыки и умения, необходимые для занятий парусным спортом, успешного участия в соревнованиях;

•    развивать у учащихся наблюдательность, внимание, мышление, память;

•    развивать способности, позволяющие одновременно следить за изменениями ветра, течения, волны, движением парусного судна, и находить правильные решения тактических задач, возникающих в парусных гонках;

•    развить организаторские и лидерские качества.

Воспитательные:

•    воспитать устойчивый стимул к самосовершенствованию, организации для себя и окружающих насыщенной жизни, позитивного досуга;

•    сформировать привычку к здоровому образу жизни и занятиям на свежем воздухе в любое время года;

•    развивать умение самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их воплощение в жизнь;

•    воспитать волю, целеустремленность, упорство, взаимопомощь, товарищество, умение общаться в коллективе.

1.3.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание данной Программы построено с учётом, как общепедагогических принципов обучения, так и основополагающих принципов спортивной подготовки обучающихся - системность, преемственность, вариативность. Обучение сложной технике парусного спорта основывается на приобретении простейших умений. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации. Программа предусматривает дифференцированный и личностно - ориентированный подход к обучению, что позволяет сформировать основные компоненты деятельности: умение видеть цель и способы ее достижения, умение контролировать и оценивать свои действия, реализовывать свои умения и навыки в практической деятельности.

При реализации данной программы наиболее широко используется игровой и соревновательный метод организации тренировочных занятий, что позволяет детям незаметно для себя и без давления со стороны тренера в процессе игры осваивать сложные технические элементы, тактические взаимодействия. Важной особенностью здесь является принцип доступности и последовательности при подборе заданий и построении системы занятий. Дети учатся и осваивают навыки выполнения любых функций в команде. Педагогические принципы направлены на воспитание личности и создание условий для реализации всех потенциальных возможностей ребенка.

Программа рассчитана на детей от 8 до 17 лет. Срок реализации 4 месяца.

Программа открыта для внесения необходимых коррективов по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ процесса ее выполнения.

При реализации данной программы осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники парусного спорта. Систематический сбор информации об успешности образовательного процесса, контроль над состоянием физического развития, физической подготовленности обучающихся определяется контрольными испытаниями.

Перечень и порядок проведения контрольных испытаний, а также нормативные требования по общей, специальной физической и технической подготовке для обучающихся скорректированы с учётом возрастных особенностей учащихся.

Отличительные особенности программы.

При реализации программы учитываются особенности условий водноспортивной базы МБУ СШОР по парусному спорту г. Челябинска и климатические условия региона.

1.       Для занятий парусным спортом в основном используются детские швертботы класса «Оптимист» и «Кадет».

2.       Соревновательный характер многих занятий по программе и участие в соревнованиях поддерживает познавательный интерес, стимулирует поиск решений, позволяющих улучшить свои спортивные результаты.

3.       Тема занятия, проводимого по программе, может быть скорректирована в зависимости от погодных условий на момент проведения занятия.

4.       Для проведения мастер-классов привлекаются опытные спортсмены.

5.       В данной программе особое внимание уделяется работе с родителями и бывшими воспитанниками школы.

Родители могут:

-          наблюдать за проведением тренировок на занятиях, с целью понимания увлечения своего ребенка, одобрения и его психологической поддержки;

-          помогать учащимся переносить оборудование, спускать оборудование на воду, доставать оборудование из воды, собирать и разбирать оборудование;

-          контролировать выполнение домашних заданий;

-          участвовать в подготовке, обслуживании, ремонте оборудования, необходимого для проведения занятий, соревнований;

-          обеспечивать доставку учащихся к месту проведения соревнований;

-          обеспечивать проживание, питание учащихся во время проведения соревнований.

6.       Занятия по общефизической подготовке (ОФП) и специальная физическая подготовка (СФП) строятся так, чтобы учащийся мог выполнять задания тренера, в том числе и дома.

Основной упор в ОФП делается не на достижение абсолютных результатов, а на постоянное улучшение собственных показателей учащегося.

На тренировках, как правило, изучают новые упражнения, играют в спортивные игры, выполняют контрольные нормативы.

СФП проходит в основном при непосредственном освоении техники управления парусным судном. Техника управления отрабатывается на специальном тренажере, а также с помощью специально подводящих, специально развивающих и имитационных упражнений. Из специальных нормативов постоянно контролируется время виса на руках на перекладине.

7.       Планирование и проведение занятий по данной программе строится на основе нескольких принципов.

Принцип индивидуальности. Воздействие на организм учащегося осуществляется с учетом его индивидуальных особенностей, степени тренированности.

Принцип доступности. На каждом из этапов подготовки, требования к заданиям должны усложняться, но в тоже время задания должны быть посильными для выполнения.

Принцип систематичности. Система занятий представляет собой оптимальное сочетание и последовательность заданий по различным темам данной программы.

8.       Мониторинг по освоению материала программы ведется тренером на каждом занятии. Результаты освоения программы фиксируются в рабочем журнале.

9.       Безопасность реализации данной программы при занятиях на воде обеспечивается следующими мерами:

•          вводным и периодическими инструктажами по технике безопасности и строгим соблюдением их требований;

•          обязательным использованием учащимися индивидуальных средств спасения и защиты (спасательный жилет, гидрокостюм, гидрообувь, защитные перчатки);

•          непрерывным наблюдением за учащимися при проведении тренировок;

•          наличием и резервированием спасательных средств (спасательный катер, гребная лодка);

•          наличием в данной программе специальной темы по технике безопасности занятий на воде.

Организация учебного процесса.

            СШОР по парусному спорту организует работу с учащимися в течение 4 месяцев.

            В процессе обучения учащихся должны овладеть необходимыми знаниями и практическими навыками для овладения приемами управления парусным судном и совершенствования в избранном виде спорта. Все занятия делятся на теоретические и практические.

На основании приказа Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России от 11 марта 2012г. № 213н, 178 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений», спортивная школа не обеспечивает обучающихся питанием, так как учебно-тренировочные занятия не длятся больше четырех астрономических часов. Предусмотрено обеспечение учащихся питьевой водой.

Теоретические занятия.

            На теоретических занятиях учащиеся получают необходимые знания, как для успешного освоения парусного вида спорта, так и обязательные для нормального развития личности. К последним относятся широкие сведения общекультурного, исторического характера, знакомство с традициями, морской культурой, правилами безопасности и т.п.

            Основными формами теоретических занятий являются:

·      Лекции;

·      Семинарские занятия с участием занимающихся в обсуждении темы занятий;

·      Групповые или индивидуальные инструктажи на серию или отдельную гонку, включая изучение гоночной инструкции, особенностей дистанции, акватории гонок, изучение гоночной инструкции, особенностей дистанции, акватории гонок, изучение противника;

·      Разборы гонки (групповые или индивидуальные);

·      Игровые (игровые протесты, настольные или компьютерные игры парусной тематики);

·      Свободные беседы, групповые обсуждения профильных тем;

·      Самостоятельные занятия;

·      Просмотр видеоматериалов.

Практические занятия.

В ходе практических занятий учащихся приобретают, закрепляют, совершенствуют основные двигательные навыки, их комбинации, целостные приемы, обеспечивающие высокоэффективное выполнение специфической спортивной деятельности.

По характеру практические занятия можно разделить на основные и дополнительные.

К первым относятся специальная подготовка (СП) – спортивные тренировки на воде, а также тренировки по специальной физической подготовке (СФП). Ко вторым относятся тренировки по общей физической подготовке (ОФП), практические занятия по работе с материальной частью, психотренинг (идеомоторные тренировки, аутотренинг).

Основными формами практических занятий (тренировок) являются:

·      Групповые тренировочные занятия;

·      Участие в соревнованиях, контрольных, контрольно-отборочных сериях;

·      Тестирование по видам подготовки (включая медицинские тесты);

·      Медико - восстановительные мероприятия;

·      Работа с материальной частью;

·      Участие в гонках флота, матчевых гонках и походах на крейсерских яхтах.

Тематическое планирование

п/п

Название раздела (курса, модуля, раздела, темы)

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Техника безопасности

2

0,5

1,5

 

Итоговое мероприятие (занятие)

1

0,5

0,5

3

Специальная подготовка яхтсмена

30

10

20

4

Итоговое мероприятие (занятие)

1

0,5

0,5

5

Правила парусных соревнований

10

4

6

6

Вязание узлов

6

2

4

7

Итоговое мероприятие (занятие)

 

 

 

8

Общая физическая подготовка

41

1

40

9

Итоговое мероприятие (занятие)

1

0,5

0,5

10

Основы метеорологии, навигации

6

4

2

11

Итоговое мероприятие (занятие)

1

0,5

0,5

 

Итого часов:

102

25

77

 

1.4.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

При реализации данной программы, тренер-преподаватель дает учащемуся полное представление о знаниях, умениях и навыках, которые ему предстоит освоить. Основная задача педагога не только заинтересовать учащегося парусным спортом, но и помочь ему сознательно перестроится от интересной забавы на воде к серьезному освоению требований данных видов спорта. Занятия по всем темам имеют обзорный характер, от выполнения физических упражнений требуется качественный, а не количественный показатель. Этот этап длится 4 месяца. За этот период времени не только учащийся понимает, интересен ли ему парусный спорт, но и педагог выделяет индивидуальные возможности учащегося для последующей корректировки учебного процесса.

В процессе обучения учащиеся должны овладеть необходимыми знаниями и практическими навыками для овладения приемами управления парусным судном. Все занятия делятся на теоретические и практические.

На теоретических занятиях учащиеся получают необходимые знания, как для успешного освоения парусного вида спорта, так и обязательные для нормального развития личности. К последним относятся широкие сведения общекультурного, исторического характера, знакомство с традициями, морской культурой, правилами безопасности и т.п.

В ходе практических занятий учащихся приобретают, закрепляют, совершенствуют основные двигательные навыки, их комбинации, целостные приемы, обеспечивающие высокоэффективное выполнение специфической спортивной деятельности.

В результате освоения программы будут сформированы следующие знания и умения:

Темы занятий

Итоговые знания и умения

Техника безопасности

Использование индивидуальных средств спасения и защиты. Правила безопасности при проведении тренировок.

Техника управления парусным швертботом

Основная терминология в парусном спорте. Простейшие маневры, выполняемые на воде. Подход, отход от пирса.

Правила парусных соревнований

Основные термины. Основные принципы Правила расхождения.

Вязание узлов

Узлы, используемые в практической работе с парусным швертботом. Умение завязать по образцу или рисунку

ОФП

Правильное выполнение общеразвивающих и силовых упражнений. Специально подводящие упражнения.

Основы метеорологии и навигации

Определение направления ветра, течения. Использование ориентиров. Стороны света.

Также, по ОФП учащихся подготовят к итоговой сдаче контрольно-переводных нормативов, для зачисления в группу начальной подготовки по программе спортивной подготовки.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

1

Продолжительность освоения программы

4 месяца

2

Начало освоения программы

01.06.2019

3

Окончание освоения программы

30.09.2019

4

Регламентирование образовательного процесса (режим работы объединения)

3 дня в неделю по 2 занятия  (согласно расписания). С 09.00 до 18.00.

продолжительность занятия - 45 мин.

5

Выходные и праздничные дни

Выходные дни: еженедельно, согласно расписания.

Праздничные дни, установленные Правительством РФ: 12.06.2019 - День России.

6

Каникулы (сроки, продолжительность)

Нет.

7

Входное обследование уровня подготовленности обучающихся

с 01.06.2019. - 07.06.2019

8

Сроки промежуточной аттестации  освоения программного материала обучающимися

с 29.07.2019 - 31.07.2019

 

9

Дата итоговой аттестации освоения программы (дата итогового занятия)

30.09.2019

2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

п/п

Название раздела (курса, модуля, раздела, темы)

Количество часов

Формы промежуточной аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

 

2

Техника безопасности

2

0,5

1,5

 

 

Итоговое мероприятие (занятие)

1

0,5

0,5

Зачет, выполнение тестовых заданий

3

Специальная подготовка яхтсмена

30

10

20

 

4

Итоговое мероприятие (занятие)

1

0,5

0,5

Зачет, выполнение тестовых заданий

5

Правила парусных соревнований

10

4

6

 

6

Вязание узлов

6

2

4

 

7

Итоговое мероприятие (занятие)

 

 

 

Зачет, выполнение тестовых заданий

8

Общефизическая подготовка

41

1

40

 

9

Итоговое мероприятие (занятие)

1

0,5

0,5

Зачет, выполнение тестовых заданий

10

Основы метеорологии, навигации

6

4

2

 

11

Итоговое мероприятие (занятие)

1

0,5

0,5

Зачет, выполнение тестовых заданий

 

Итого часов:

102

25

77

 

 2.3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Система кратковременной общеразвивающей подготовки по парусному спорту является подготовительным этапом к вступительным испытаниям на начальную спортивную подготовку, входящую в единую организационную систему многолетней подготовки, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм спортивной подготовки.

Условия зачисления.

На обучение по общеразвивающей программе дополнительного образования по парусному спорту принимаются все желающие заниматься парусным спортом по данной программе не имеющие медицинских противопоказаний.

Все поступающие должны представить следующие документы:

• заявление родителей или поступающего (старше 14 лет)

• медицинскую справку, разрешающую заниматься парусным спортом;

• копию свидетельства о рождении (паспорта).

Поступающий может быть принят в группу при наличии свободных мест.

Численный состав, максимальный объем учебно-тренировочной работы в год. Продолжительность занятий в неделю.

Вид спорта

Минимальное кол-во учащихся в группе

Максимальное кол-во учащихся в группе

Возраст занимающихся

Макс. объем уч.-тр. работы (час\нед)

Общее кол-во рабочих недель в год

Макс. объем                  уч.-тр. работы в год (час)

Парусный спорт

1

15

8-17 лет

6

17

102

Учащиеся, успешно освоившие общеразвивающую программу обучения и сдавшие контрольно-переводные нормативы, зачисляются в группу начальной подготовки по программе спортивной подготовки.

Учащиеся, не сдавшие контрольно-переводные нормативы, могут остаться на  повторное обучение по общеразвивающей программе дополнительного образования по парусному спорту.

Погодные условия проведения занятий на воде.

Занятия проводятся при следующих метеорологических условиях. Температура воздуха не ниже 15°С, температура воды 15°С при ветре не более 6 м/с.

В решении о допуске учащегося к занятиям по парусной подготовке учитывается:

1.    Температура окружающего воздуха с учетом силы ветра.

2.    Возможные изменения погодных условий во время тренировки.

3.    Соответствие одежды каждого учащегося погодным условиям:

-       наличие гидрокостюма, гидрообуви, гидроперчаток;

-       наличие термобелья и умение грамотно одеться.

Учащийся не допускается к практическим занятиям при отсутствии одежды, соответствующей погодным условиям.

2.4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.

Формы подведения итогов проверки реализации программы:

-                     педагогическое наблюдение;

-                     собеседование;

-                     выполнение тестовых заданий;

-                     зачеты по видам деятельности.

Формы определения уровня знаний и умений по изученным темам в виде: выполнение обучающимися на итоговых занятиях тестовых заданий по ОФП, теории парусного спорта и специальной подготовке яхтсмена.

Учебно-тематический план составлен исходя из учебной нагрузки на одну учебную группу, - 6 часов в неделю (три занятия в неделю) и 17 рабочих недель в году.

Контрольно-переводные испытания проводятся в сентябре месяце.

Учебные группы, как правило, смешанные и разновозрастные. Особенности физиологических различий мальчиков и девочек, возрастные особенности развития обучающихся, учитываются при дозировании физических нагрузок во время занятий.

2.5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Требования к уровню подготовки учащихся по теории парусного спорта

 и специальной подготовке яхтсмена

п/п

Название темы

Знания и умения

1

История парусного спорта.

История избранного вида спорта. Выдающиеся яхтсмены. Последние достижения.

2

Техника безопасности

Обеспечение безопасности жизни. Инструкции по ТБ

3

Специальная подготовка яхтсмена

Устройство парусного швертбота. Вооружение. Судовая гигиена. Техника управления (теория и практика).

4

Правила парусных соревнований

Стартовая процедура. Правила расхождения. Подача протестов.

5

Вязание узлов

Морские узлы.

6

Основы метеорологии, навигации.

Признаки ухудшения погоды. Обстановка судового хода.

 

Требования к уровню подготовки учащихся по общей физической подготовке

 

Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

Юноши

Девушки

Выносливость

Бег 1000 м (без учета времени)

Бег 1000 м (без учета времени)

Плавание 50 м (без учета времени)

Плавание 50 м (без учета времени)

Сила

Подтягивание на перекладине

(не менее 4 раз)

Подъем туловища, лежа на спине

(не менее 8 раз)

Приседания за 15 с (не менее 12 раз)

Приседания за 15 с (не менее 10 раз)

Силовая выносливость

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 15 раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 10 раз)

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места

(не менее 160 см)

Прыжок в длину с места

(не менее 150 см)

-

Подъем туловища, лежа на спине за 20 с (не менее 5 раз)

 

2.6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

Краткое содержание разделов и тем

1.       Вводное занятие. Теория: собеседование с детьми, ознакомление с программой обучения, правилами поведения на занятиях. Краткая история развития парусного спорта. Выдающиеся спортсмены. Последние достижения спортсменов парусников. Практика: определение уровня физической подготовленности детей

2.       Техника безопасности. Теория: Правила техники безопасности на занятиях. Правила поведения на улице, во время движения к месту занятий. Безопасность — важнейшее требование к занятиям.

Техника безопасности во время учебно-тренировочных занятий. Основные два правила по технике безопасности: 1) перед выходом на воду должен быть надет спасательный жилет и застегнут на все застежки, 2) выходить на воду можно только с разрешения тренера.

Защитные свойства спортивной одежды.

Практика. Использование индивидуальных спасательных средств. Проныривание под доской, парусным швертботом, выныривание из-под паруса. Подача сигнала с просьбой о помощи.

3.       Специальная подготовка яхтсмена. Теория: устройство парусного швертбота, части корпуса, рангоута, вооружение швертбота, принципы хождения яхты против ветра (галс, контргалс). Судовая гигиена.

Практика. Вооружение и разоружение швертбота. Порядок выхода на воду. Спуск яхты на воду. Отход и подход к пирсу. Огибание знаков. Повороты. Тактические приемы хождения яхты против ветра (лавировка). Уход за материальной частью.

4.       Правила парусных соревнований. Теория: Три основных принципа ППС. Определения: «правый галс», «левый галс», Когда яхты находятся на разных галсах: яхта левого галса должна сторониться яхты правого галса. Правило 10.

Практика: создание различных ситуаций на воде, их анализ и разбор.

5.       Вязание узлов. Морские узлы, (восьмерка, прямой, беседочный) Назначение узлов.

Практика. Вязание узлов.

6.       Общефизическая подготовка. Теория: назначение общефизической и специальной физической подготовки, типы подготовки (общеразвивающие и силовые упражнения с использованием предметов и без предметов, упражнения, направленные на развитие общей выносливости, ловкости, скоростно-силовых качеств, специально-подводящие упражнения)

Практика. Выполнение общеразвивающих упражнений. Комплексы упражнений.

7.       Занятия другими видами спорта. Теория: необходимость использования других видов спорта в подготовке яхтсмена.

Практика: занятия игровыми видами спорта (футбол, баскетбол, волейбол, н/теннис), дартс, кроссовая подготовка, плавание, бег на лыжах, катание на коньках.

8.       Основы метеорологии, навигации. Теория: Ветер и причины его образования. Направление ветра. Помощники в определении направления ветра (облака, флаги, флюгеры, вымпелы, направление волн и т.п.), морские приметы, поговорки. Основные признаки приближающегося шторма. Течения. Течения на реке. Опасности, вызванные течениями, водоворотами. Использование ориентиров. Стороны света. Меры длины, применяемые на море. Правила расхождения парусных и моторных судов на реках и морях. Практика. Определение изменений погоды по виду облаков. Определение направления ветра. Определение сторон света на местности.

9.       Итоговые занятия по каждой дисциплине. Подведение итогов учебного года (КПИ). Текущий контроль знаний и умений. Проведение диагностики в форме выполнения тестовых заданий. Зачеты по видам подготовки.

Методическое обеспечение программы

п/п

Название темы

Методический материал

Название

Форма

1

Вводное занятие

История парусного спорта. Выдающиеся яхтсмены. Последние достижения.

Тематическая папка

2

Техника безопасности

Обеспечение безопасности жизни. Инструктажи по ТБ

Плакаты ГИМС, инструкции

3

Специальная подготовка яхтсмена

Устройство парусного швертбота. Вооружение. Техника управления. Судовая гигиена.

Тематическая папка, Тренажер. Учебный видео материал.

4

Правила парусных соревнований

Стартовая процедура. Правила расхождения. Подача протестов

Макет сигнальной мачты. Набор магнитных знаков для магн. доски .

5

Вязание узлов

Морские узлы.

Схемы, рисунки.

6

Общефизическая подготовка

Развитие общей выносливости, ловкости, координации, скоростно-силовых качеств

Тематическая папка. Специальные тренажеры. Нормативы по ОФП.

7

Занятия другими видами спорта

Игровые тренировки, кроссовая, лыжная подготовки, плавание

Методические пособия по видам спорта.

8

Основы метеорологии, навигации.

Признаки ухудшения погоды. Обстановка судового хода

Тематическая папка.

9

Итоговые занятия

Контроль знаний и умений

Рабочая документация

  1.